Администрация города Курска
официальный сайт

Опека и попечительство

На основании Закона Курской области 130-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления в Курской области отдельными государственными полномочиями Курской области по организации деятельности органов опеки и попечительства» комитет социальной защиты населения города Курска наделен функциями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а так же граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.

Основными задачами комитета являются:

  • защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
  • надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
  • контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации.

Недееспособные совершеннолетние граждане нуждаются в защите не меньше, чем несовершеннолетние. Зачастую наши близкие страдают такими формами заболеваний, при которых они не могут понимать значения своих действий и руководить ими.

Для признания гражданина недееспособным, заинтересованными лицами (родственниками, органом опеки и попечительства, психиатрическим учреждением) подается заявление в суд, по месту проживания данного гражданина либо по месту его фактического нахождения.

В исковом заявлении должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о наличии у гражданина психического расстройства, вследствие чего он не может понимать значение своих действий и руководить ими. Специалисты отдела опеки попечительства комитета социальной защиты населения города Курска помогут Вам составить исковое заявлении и дадут разъяснения по перечню прилагаемых к нему документов.

Сторонами данного процесса являются: лицо, в отношении которого решается вопросов ограничении в дееспособности, орган опеки и попечительства, ОБУЗ «Курская клиническая психиатрическая больница», прокурор. Судья, при наличии достаточных данных о психическом расстройстве гражданина, назначает судебно-психиатрическую экспертизу, по результатам которой выносится решение о дееспособности гражданина.

Опека над совершеннолетним недееспособным гражданином является одним из способов защиты его прав и законных интересов. Данная форма жизнеустройства недееспособных граждан является наиболее благоприятной для них, т. к. они остаются проживать в привычных домашних условиях и получают индивидуальный уход.

Порядок установления и осуществления опеки над совершеннолетними недееспособными гражданами регламентируется:

  • Гражданским кодексом Российской Федерации,
  • Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ "Об опеке и попечительстве",
  • постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. №927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан".

Опекун назначается органом опеки и попечительства по месту жительства опекаемого, либо по месту жительства опекуна в течение одного месяца с момента, когда органы опеки и попечительства были уведомлены о необходимости установления опеки над недееспособным гражданином.

Опекуном совершеннолетнего недееспособного гражданина может быть только совершеннолетний дееспособный гражданин. Не могут быть назначены опекунами граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья других граждан.

Для решения вопроса об установлении опеки над недееспособным лицом необходимо обратиться в отдел опеки и попечительства комитета социальной защиты населения города Курска либо МФЦ и подать соответствующее заявление о постановке на учет в качестве кандидата в опекуны.

К заявлению прилагаются следующие документы:

  • копия паспорта кандидата в опекуны (2,3,4,5 страницы);
  • справка о регистрации по месту жительства кандидата в опекуны с указанием состава семьи;
  • выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением, либо право собственности на жилое помещение;
  • справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, - иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров - копию пенсионного удостоверения, СНИЛСа);
  • медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном;
  • копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном состоит в браке);
  • письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на совместное проживание совершеннолетнего подопечного с опекуном;
  • автобиография кандидата в опекуны.

После предоставления указанных документов специалисты отдела опеки и попечительства рассмотрят их и подготовят заключение о возможности заявителя быть опекуном. При условии положительного заключения гражданин ставится на учет в отделе опеки и попечительства для подбора недееспособного гражданина, нуждающегося в опеке, либо для установления опеки над недееспособным родственником или знакомым гражданином. Обязанности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных граждан исполняются безвозмездно.

После назначения опекуны и попечители являются законными представителями подопечного и имеют право:

  • выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия;
  • распоряжаться доходами подопечного, в том числе суммами пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а так же доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органов опеки и попечительства.

Опекуны и попечители обязаны:

  • заботиться о содержании своего подопечного, об обеспечении его уходом и лечением, защищать его права и законные интересы;
  • следить за тем, чтобы сам подопечный не нарушал чужих прав и интересов;
  • своевременно извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства подопечного;
  • заботиться об имуществе подопечного, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов;
  • совершать сделки по отчуждению имущества недееспособного, в том числе обмену, дарению, сдаче в наем, в безвозмездное пользование, или выдел из него долей, а так же любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества недееспособного только с предварительного разрешения органов опеки и попечительства.

Опекун (попечитель) ежегодно, не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об оплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).

Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного.

В случае ненадлежащего выполнения опекуном (попечителем) обязанностей, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна от исполнения обязанностей и привлечь виновного к ответственности.

Опекун недееспособного гражданина несет ответственность:

  • имущественную – за причинение вреда личности и имуществу подопечного.
  • уголовную – когда подопечный оставлен без надзора и необходимой помощи, а жизнь и здоровье подопечного находятся в опасности.

За более подробной информацией, касающейся вопросов опеки и попечительства над совершеннолетними недееспособными гражданами, Вы можете обратиться в отдел опеки и попечительства комитета социальной защиты населения города Курска (г. Курск, ул. А.Невского, 5 , каб. 108; телефон +7 (4712) 35-63-16, 70-23-02).

Комитет социальной защиты населения города Курска оказывает инвалидам следующие государственные услуги на дому:
  • назначение помощника совершеннолетнему гражданину, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, которому устанавливается  патронаж;
  • выдача акта обследования условия жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, и заключения о возможности (невозможности) быть опекуном;
  • определение доверительного управляющего имуществом подопечного (безвестно отсутствующего гражданина);
  • назначение опекуна (попечителя) и освобождение от исполнения обязанностей опекуна (попечителя) над совершеннолетними недееспособными или не полностью дееспособными гражданами;
  • выдача предварительного разрешения органов опеки и попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав подопечного;
  • выдача предварительного разрешения на расходование опекуном (попечителем) доходов подопечного, в том числе доходов, причитающихся подопечному от управления его имуществом;
  • установления опеки и попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства над недееспособным или не полностью дееспособным гражданами на возмездных условиях.

Для получения государственных услуг на дому необходимо оформить заявку, обратившись: по телефону +7 (4712) 70-23-02, по электронной почте komsoz@kurskadmin.ru

Информация об услугах может быть предоставлена по запросу получателя государственных услуг. Запрос необходимо направлять по телефону +7 (4712) 70-23-02, либо  по адресу электронной почты  komsoz@kurskadmin.ru

Подробности оказания государственных услуг на дому можно уточнить по телефону +7 (4712) 70-23-02, либо по адресу электронной почты komsoz@ kurskadmin.ru

Комитет социальной защиты населения города Курска

+7 (4712) 35-63-16

komsoz@kurskadmin.ru

305007, г. Курск, ул. Пигорева, д. 2/17

График работы

пн - чт 09:00 - 18:00, пт 9:00 - 16:45 (перерыв 13:00 - 13:45)

Руководитель

Брежнев Сергей Николаевич

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie